Районный суд в Новосибирской области вынес приговор хирургу ЦРБ за смерть пациента весной 2019 года, которому она вовремя не продиагностировала начавшийся после травмы живота перитонит.
Судмеэдэксперты пришли к выводу, что травма, полученная мужчиной, была крайне тяжелой, но шансы выжить после этого у него были бы выше, если бы врач вовремя поставил верный диагноз и прооперировал пациента.
Приговором районного суда весной 2022 года Маргарита Шевцова (имя изменено) признана виновной по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Вину подсудимая не признала.
12 апреля 2019 года в ЦРБ после аварии поступило два пациента, оба были госпитализированы в хирургическое отделение. Дежурным хирургом в этот день была Маргарита Шевцова, она диагностировала у одного перелом голени, у второго – сотрясение головного мозга. Обоих пациентов поместили в палату.
14 апреля утром к мужчине, у которого было сотрясение, пришла мать, ее встретила Шевцова и заверила, что состояние ее сына стабильное, опасений для жизни нет, о возможности транспортировки сына рекомендовала поговорить с лечащим врачом, так как у неё закончилась смена.
Как следует из информации на сайте областного суда, мать прошла в палату и нашла сына в ужасном состоянии «у М.были холодные руки и ноги, на ногах и руках были бардовые пятна, кожа вокруг рта была синего цвета, было низкое давление, очень вздутый живот, к которому было больно прикоснуться, сын жаловался на сильные боли в животе, каждые пять минут у него происходила рвота… он ничего не ел и не пил, ему было тяжело дышать».
Мужчина просил увезти его из этой больницы, потому что ему не оказывают медицинскую помощь, при поступлении в больницу было сделано УЗИ органов брюшной полости, 12 и 13 апреля поставлена капельница, с 14 апреля никаких медицинских манипуляций не было. Врачей он видел за эти дни два раза, а самочувствие его только ухудшается.
В этот же день пациента осмотрел завотделением, оценив его состояние, принял решение о переводе М. в отделение реанимации и срочной операции по поводу перитонита.
- В ходе операции было установлено, что у больного имелась прикрытая перфорация (разрыв) тонкой кишки. В брюшной полости была свободная жидкость воспалительного характера (серрозная жидкость), то есть диагноз «перитонит» поставленный при осмотре, подтвердился – говорится в тексте приговора.
Несмотря на то, что операция была проведена, ночью мужчина умер в отделении реанимации.
Было возбуждено уголовное дело против двух докторов хирургического отделения (дежурного хирурга Шевцовой) и ее коллеги Асанова (имя также изменено) – лечащего врача. Обоих докторов привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 109 УК РФ, расследовали дело и после утверждения обвинительного заключения передали в суд.
Комиссионная судебно-медицинская экспертиза по факту смерти М. сделала выводы о том, что «между смертью пациента и дефектами оказания медицинской помощи имеется причинно-следственная связь, но эта связь не прямая, т.к. смерть пациента обусловлена наличием у него тяжелой травмы живота, а не дефектами оказания медицинской помощи».
Также эксперты заключили, что «при своевременном установлении правильного диагноза и оказания медицинской помощи в полном объёме шансов на благоприятный исход могло быть больше, однако он не мог быть гарантирован». Районный суд при вынесении приговора учел и это.
Хирургов районной больницы осудили к 1 году 5 месяцам ограничения свободы и освободили от назначенного наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Асанов приговор не обжаловал. Защитники Шевцовой посчитали приговор районного суда несправедливым и подали апелляционные жалобы, в которых просили оправдать свою подзащитную в связи с отсутствием в ее деянии состава преступления. При этом они ссылались в том числе на ненадлежащую организацию работы во всей больнице, в том числе и в хирургическом отделении.
Новосибирский областной суд изучив материалы уголовного дела пришел к выводу, что постановленный районным судом приговор является законным и обоснованным, доводы апелляционных жалоб несостоятельными. А доводы защитников о плохой оргработе больницы не влияют на правильность выводов суда о наличии в действиях дежурного хирурга состава преступления.
- Материалы уголовного дела свидетельствуют о том, что суд правильно установил фактические обстоятельства совершенного осужденной преступления и верно квалифицировал ее действия по ч.2 ст. 109 УК РФ, как причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей. При таких обстоятельствах, апелляционная жалобы защитников удовлетворению не подлежит, - сообщается на сайте Новосибирского областного суда.
Ранее «Прецедент» писал о том, что ЦРБ Бердска заставили заплатить по госконтрактам: 20 должностных лиц больницы привлечены к дисциплинарной ответственности. За инвалидность младенца с больницы в Новосибирской области взыскали 16 миллионов рублей.
Максим Щегольков